Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

ремонт кофемашины с гарантией . Спасибо. Ремонт выполнен быстро и качественно. Уже год пользуюсь холодильником, и нет никаких нареканий.

Художественная коммерция по-русски. Экономическая политика Товарищества передвижников

Благодаря строгой финансовой дисциплине и жесткому соблюдению положений устава всеми участниками Товарищества передвижников, дело передвижных выставок в России процветало. К середине 70-х годов XIX века все художники, выставляющие свои картины на «путешествующих» выставках, получили народную известность и долгожданную финансовую стабильность.

Положительным был и тот факт, что передвижничество не терпело пассивного отношения к искусству: в отличие от академических профессоров, на годы отложивших в сторону холсты и кисти, члены Товарищества не оставляли своих практических занятий (устав предусматривал исключение из Товарищества художников, не подготовивших к выставке новых картин). В отместку члены Академии стали распространять слухи о том, что передвижники забыли идеалы творчества в погоне за «длинным рублем».

Особенности отечественного рынка и сложности в оценке картин

Несмотря на усилившееся противостояние между Академией и Товариществом, в России сложились все предпосылки для успешного развития коммерческого занятия изобразительным искусством: отмена крепостного права и промышленный подъем способствовали появлению в стране многочисленных зажиточных сословий, имеющих, впрочем, своеобразные художественные вкусы. Начавшим строить российский рынок произведений искусства организаторам передвижных выставок предстояло уловить особенности отечественного покупательского спроса.

Одна из главных сложностей, возникших на пути установления взаимовыгодных отношений между потребителями и продавцами, заключалась в несогласии многих покупателей следовать правилам продажи, установленным передвижниками. Чтобы сохранить целостность выставки на время всей экспозиции по разным городам, члены Товарищества продавали картины с выставок с условием, что, оплатив покупку, владелец заберет свою собственность только после завершения полного выставочного цикла (в среднем — через год). Покупатели, в свою очередь, справедливо опасались, что за это время путешествующая картина может утратить свой первоначальный вид (во многом эта ситуация способствовала развитию страхового дела в России). Этот конфликт стал причиной срыва не одной сделки.

Другая проблема творческого Товарищества — отсутствие адекватных критериев оценки картины. С развитием спроса на творчество «математический» подход к оценке (большие картины — дорогие, а маленькие — дешевые) терял смысл. Люди хотели покупать и готовы были выложить немалые суммы за работы именитых мастеров. Стало очевидным, что талант живописца и время, которое он потратил на создание шедевра, — важные факторы оценки произведения.

Европейский опыт и его метаморфозы в России. Мерило таланта — гонорар

На Западе, где коммерция была более развита, имелись ответы на все стоящие перед передвижниками вопросы. Там художник всегда знал «… где торчит рубль и на какую удочку его можно поймать…». Российские живописцы были удивлены и впечатлены тем, что в Париже значительное число художников могло достойно жить за счет своего творчества, успешно продавая картины.

Отмечая, что на Западе каждый творческий человек мог заниматься тем, к чему у него лежала душа, и это, как правило, находило спрос, российские живописцы понимали невозможность такого подхода в России. Причины этого крылись в русском менталитете.

Среди главных интересов «покупающих» ценителей искусства были произведения, которыми, по их мнению, можно было украсить жилье, подчеркнув тем самым состоятельность рода или особое социальное положение. Произведениями искусства интересовались как тонкие ценители красоты, дворяне-меценаты, так и люди, не слишком разбиравшиеся в художественной ценности творений, но считавшие «солидным» покупать картины и гравюры с выставок.

Последними были особенно востребованы простые и понятные пейзажи, сцены российского быта или жанровые произведения с известными сюжетами. Стремясь удовлетворить этот зачастую превышающий предложение спрос, художники «перерисовывали» популярные картины, немного изменяя сюжет. Например, есть несколько вариаций на тему федотовского «Сватовства майора», а Л. Соломаткин сделал 18 экземпляров полюбившихся публике «Славильщиков-городовых».

Уверенный рост спроса на произведения искусства привел к увеличению цен на картины, скульптуры и графику. При этом увеличивалась лишь стоимость «модных» авторов, сумевших завоевать доверие и любовь покупателей. Наиболее успешные члены Товарищества стали не просто обеспеченными, а богатыми людьми, имевшими свободные средства на красивую жизнь и вход в высшее общество (что еще более способствовало их популярности). К концу деятельности Товарищества цена таланта именитых мастеров (Левитан, Репин и другие) превышала доходы «остальных» художников почти в 28 раз. Возникла парадоксальная и опасная для развития искусства ситуация, когда гонорар, вместо того чтобы быть средством для жизни, превратился в мерило таланта.

Именно в этот момент перед прогрессивными представителями творческого сообщества встал вопрос о том, как на самом деле адекватно оценить труд художника и где проходит грань, отделяющая посредственность от талантливого исполнения. Вопрос этот, к слову, не имеет ответа до сих пор.

 
 
Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Н. A. Ярошенко Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Портрет Ивана Бунина
Л. В. Туржанский Портрет Ивана Бунина
Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей
Н. В. Неврев Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, 1903
Портрет Валерия Яковлевича Брюсова
С. В. Малютин Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1913
Николай Касаткин — Кто?, 1897
Н. А. Касаткин Кто?, 1897
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»