Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

На правах рекламы:

метание ножей обучение

справка в бассейн 300 рублей Теплый стан

Архип Куинджи — маэстро сияющего пейзажа

Архип Куинджи

Архип Куинджи родился 27 января 1841 года (есть версия, что год рождения — 1842) в пригороде Мариуполя. Своей фамилией, в переводе с татарского означающей «золотых дел мастер», Куинджи обязан деду. Родители будущего художника были бедны (отец работал сапожником) и рано ушли из жизни. Оставшись сиротой, Архип подрабатывал помощником хлеботорговца, пас гусей, выполнял подсобные строительные работы. И при этом всегда рисовал, используя вместо холста все, что попадалось под руку: чистый участок стены или забора, обрывки бумаги.

Получив начальные понятия о грамматике от учителя-грека, Куинджи несколько лет подрабатывал ретушером в Одессе, Мариуполе, Санкт-Петербурге. С 1860 по 1865 годы Архип трудился в Таганроге, в фотостудии Исаковича. Некоторое время Куинджи числился учеником Айвазовского, однако к рисованию учитель его так и не допустил, доверив лишь подготовку красок.

Обучение и первые творческие шаги

Первую картину, «Татарская сакля в Крыму», Куинджи написал в 1868 году и выставил ее на экспозиции в Академии художеств. С третьей попытки уже не юный художник стал вольнослушателем Академии. Затем, в 1872 году, за «Осеннюю распутицу» был признан классным художником, а уже год спустя, в 1873-м, появились «Снег» (на Лондонской международной выставке в 1874 года эта картина получила бронзовую медаль), «Вид на остров Валаам», успешно выставленный в Вене, и «Ладожское озеро», полюбившееся петербургской публике. Состоял в Товариществе передвижных художественных выставок в 1877–1878 годах.

«Сольная» карьера

Вскоре после выхода из Товарищества, в 1880 году, Архип Куинджи совершает рискованный и весьма оригинальный поступок: он организует выставку одной картины. «Лунная ночь на Днепре», проданная великому князю Константину Константиновичу за 5000 рублей (фантастическая сумма, равная ежегодному доходу от академических выставок) еще до начала выставки, произвела фурор. Еще одна громкая выставка состоялась в 1882 году. После этого Куинджи не выставлял свои работы до самой смерти. Умер художник 24 июля 1910 года в Санкт-Петербурге.

Роль в Товариществе

Впервые Куинджи принял участие в экспозиции Товарищества передвижных выставок в 1874 году, представив свою картину «Забытая деревня». В 1875 году он вновь участвовал в передвижной выставке со «Степями» и «Чумацким трактом», а в 1876 году — с «Украинской ночью». Работы Куинджи удивляли и восхищали членов Товарищества, многие интересовались профессиональными секретами мастера. В 1877 году Куинджи вошел в состав Товарищества, а в 1878 году создал «Вечер на Украине» и «Лес», споры вокруг которых не стихали долгое время. Именно после этих работ у Куинджи обнаружилась масса подражателей.

1879 год оказался последним в «передвижнической» части биографии художника. Успешно выставив «Березовую рощу», «Север» и «После грозы», Куинджи добровольно вышел из рядов Товарищества. По одной из версий причиной разрыва с передвижниками послужил личный конфликт с художником Клодтом.

Манера письма. Мастер света, или Секрет красок Куинджи

Пейзажи — любимый сюжет Куинджи. При этом композицию он строил так, чтобы на картине обязательно присутствовал источник света. Все работы художника отличаются мастерской передачей света. По словам современников, Куинджи поклонялся свету, словно божеству, и старался найти всё новые и более совершенные способы передать сияние.

Известно, что многие из «достоявшихся» (желающих взглянуть на светящуюся картину было так много, что в очереди приходилось стоять по несколько часов) до полотна «Лунная ночь на Днепре» заглядывали за холст в поисках скрытой лампочки. Поговаривали также, что Куинджи использовал специальные китайские фосфоресцирующие краски.

Но секрет мерцающего сияния луны крылся в другом: художник сам создавал краски и испытывал одну технику нанесения за другой, пока не добился того потрясающего эффекта, который заставляет зрителей замирать перед «Лунной ночью над Днепром» и сейчас, когда краски выцвели и потемнели.

В воспоминаниях современников

Картины Куинджи в 70-х и 80-х годах для его современников являлись истинными откровениями — были, согласно показанию Крамского, — «ошеломляюще новы»...

Илья Ефимович Репин: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

Иван Бунин: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Эдакий молодец — прелесть».

Я. Полонский: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?»

И. Н. Крамской о картине «Лунная ночь на Днепре»: «Все наполнено действительным светом и воздухом, река действительно совершает величественное свое течение и небо — настоящее бездонное и глубокое».

 
 
Эльбрус. Лунная ночь
А. И. Куинджи Эльбрус. Лунная ночь, 1890-1895
Кипарисы на берегу моря. Крым
А. И. Куинджи Кипарисы на берегу моря. Крым, 1887
Вид на Кремль с Замоскворечья
А. И. Куинджи Вид на Кремль с Замоскворечья, 1882
Крым
А. И. Куинджи Крым, 1900-1905
На острове Валааме
А. И. Куинджи На острове Валааме, 1873
© 2017 «Товарищество передвижных художественных выставок»