Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Способы проверки качества мумие

Мумие представляет собой панацею, данную самой природой почти в готовом виде. Умение определить его качество с целью избежания ошибки или обмана издавна имело существенное значение. К тому же образцы могут быть загрязнены веществами минерального, растительного или животного происхождения, ухудшающими свойства препарата. Лечебный эффект от его применения общепризнан. Он существенно зависит от качества мумие (исходного сырья и технологии переработки), которое можно контролировать методами рентгеноструктурного, спектрального, биохимического анализа, другими современными методами, как правило, недоступными потребителю. Поэтому качество мумие должно контролироваться предприятием-изготовителем и гарантироваться им (см. сертификаты).

Об одном из древнейших способов проверки качества мумие сообщает Беруни: «Его растворяют в смеси масла и уксуса и мажут этим рассеченную печень, затем пробуют печень ножом, и прочность соединения будет признаком его высокого качества».

Другой способ описывает М. Хон: «Ломают кость лапы курицы или петуха, затем берут 0,5 г мумие, смешивают его с маслом красной розы. Чтобы получить розовое масло, лепестки розы смачивают водой, сверху наливают растительное масло, смешивают и кипятят. Вода испаряется, остается масло, которое фильтруется через марлю. Часть этой смеси закапывают в горло петуха, а небольшой частью смазывают место перелома перед наложением мягкой повязки. Если у петуха сломанные кости срастаются через сутки, то мумие считается хорошим, чистым, качественным. Иногда у кур сломанные кости срастаются за 16—17 часов».

Природное мумие может содержать примеси. В какой-то мере от них можно избавиться, если растворить мумие в кипяченой воде и профильтровать раствор. Воду удаляют выпариванием на водяной бане.

А. Швецкий (1991 г.) рекомендует очищать загрязненное мумие следующим способом. Продукт заливают кипящей водой (1:10) и на протяжении 12—24 ч перемешивают. Через 5—6 ч отстаивания надосадочную жидкость сливают, фильтруют, выпаривают до консистенции густого экстракта. Повторно экстрагируют в кипящей воде в соотношении 1:5 и упаривают. На наш взгляд, качественная очистка загрязненного мумие возможна лишь в заводских условиях с использованием соответствующих экстракторов, фильтрации и других современных методов.

Ю.Н. Нуралиев (1975 г.) указывает на целесообразность очистки мумие многократным настаиванием в воде с последующим удалением растворителя на специальных вакуум-выпарных установках, что позволяет стандартизовать вещество. Способ экстрагирования заключается в следующем: измельченное сырье заливают на 6 ч десятикратным количеством теплой воды (40—50°), затем после многократного сцеживания и фильтрования извлекатель отгоняют в вакуум-выпарном аппарате при 50—55° и при разрежении 600—650 мм либо на водяной бане при температуре 70—80°.

Экстракт высушивают в вакуум-сушильном аппарате или в обычном сушильном шкафу до остаточной влаги не более 5%. Он представляет собой гигроскопический порошок светло-коричневого цвета с запахом мумие, жгучим вкусом, растворимый в холодной и горячей воде. При этом сохраняются все биологически активные вещества. На мировом рынке мумие, как правило, встречается только в порошкообразном виде.

В настоящее время лиофильную сушку мумие проводят в заводских условиях по ТУ-557К-А017-021-90. Полученный светло-коричневый порошок натурального мумие освобожден от балластных веществ минерального происхождения, однороден по составу. Используется как в лечебных, так и гигиенических целях под наблюдением врача.

Приводим несколько способов проверки мумие на подлинность: 0,1 г вещества растворяют в 5 мл воды и фильтруют; раствор экстракта не изменяется при добавлении разбавленных щелочей, а при добавлении разбавленных кислот светлеет и образует обильный осадок бурого цвета. К 0,05 г вещества добавляют 5 мл воды и несколько капель раствора хлорида окисного железа — смесь окрашивается в темно-зеленый цвет.

0,05 г вещества растворяют в 5 мл спирта, нагревают 2—3 мин при температуре не выше 50° и фильтруют. К фильтрату добавляют 10 капель 5%-ного раствора щелочи и нагревают еще 3—5 мин. Затем прибавляют 5—10 капель диазотированной сульфаниловой кислоты — фильтрат окрашивается в темно-красный цвет.

При добавлении к 1 мл раствора экстракта нескольких капель раствора йодида калия (пробы нартуть) не должен образовываться красный осадок, растворимый в избытке реактива.

Самый простой способ проверки качества мумие.

Его берут в руку и разминают. Хорошее мумие при этом размягчается, а некачественное, загрязненное остается твердым и от температуры руки не размягчается. Так же мумие имеет специфический запах, который трудно спутать с чем либо.

Следует учесть, что небольшое количество осадка в водном растворе мумие хотя и допускается, но при приеме внутрь надо исключить возможность наличия искусственных добавок слюдосодержащих глин (например, подмосковных, на базе мусковита), которые легко выявить под микроскопом по наличию в осадке пластин неправильной формы. Необходимо также отметить, что мумие обладает выраженными бактерицидными свойствами, а потому даже при длительном хранении не покрывается плесенью в отличие от суррогатов.

 
 
Венеция. Палаццо дожей
В. И. Суриков Венеция. Палаццо дожей, 1900
Задворки
И.М. Прянишников Задворки, 1879
Женский портрет
Н. В. Неврев Женский портрет, 1892
Автопортрет в шубе
С. В. Малютин Автопортрет в шубе, 1901
Николай Касаткин — Рабочая семья (Что его ждет?), 1891
Н. А. Касаткин Рабочая семья (Что его ждет?), 1891
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»