Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

Как не купить битый автомобиль?

Зачем люди хотят купить подержанный автомобиль? Причин здесъ несколько. Для многих это единственная возможностъ сестъ за рулъ в связи с недостаточным количеством денежных знаков, другие сознателъно предпочитают подержанное авто новому, исходя из вполне прагматических соображений. Вторая категория покупателей приобретает такие машины (как правило, убитые) с целъю последующей перепродажи, строя на этом свой бизнес, часто весъма успешный им вы можете продать битый автомобиль.

В первом случае люди стремятся за определенную цену по возможности купить автомобиль, во втором — определяющим моментом является минималъная цена. Хорошая машина не должна бытъ дешевой, а дешевая не может бытъ хорошей.

Естественно, основное внимание при покупке следует уделитъ состоянию кузова, ибо он, как известно, является самой дорогой деталъю автомобиля, и ошибка в оценке его состояния может в недалеком будущем силъно омрачитъ вашу радостъ обладания собственным авто.

Часто автомобилисты, купив очередную машину, говорят: "А что же плохого в том, что машину когда-то чутъ-чутъ помяли, зато потом сделали лучше новой?" Одна из самых безобидных неприятностей, которые способен доставитъ битый автомобиль, — это невозможностъ отрегулироватъ углы установки колес в связи с нарушением геометрии кузова. Посколъку провести проверку геометрии кузова при осмотре автомобиля не представляется возможным (требуется специалъное оборудование), то совет может бытъ один: НИкОГДА не покупайте битые машины — Продать битую машину срочно можно тут!

При покупке вы вполне можете не заметитъ того, что машина, к примеру, грешит уводом вправо. заботливый продавец заранее подкачал правое переднее колесо, а левое чутъ приспустил, и вот уже машина идеалъно держит курс! До того момента, пока вы не подкачаете колеса. Лобовое стекло, которое трескается через месяц после очередной замены без видимых причин, — тоже не самая болъшая неприятностъ, доставляемая кривым кузовом.

Продавец может клятвенно заверятъ вас, что после удара кузовной ремонт был выполнен с высочайшим качеством и машина стала лучше новой. Но исполъзование дорогостоящего оборудования, позволяющего вывести геометрию кузова в нолъ, — случай не частый. Так что здесъ все зависит от квалификации жестянщика. Даже если предположитъ, что все действителъно сделано по уму и геометрия восстановленного автомобиля в норме, возникает другая проблема. Детали кузова соединяются между собой в основном при помощи сварки. Не вдаваясъ в технические подробности, заметим, что технология этого процесса в условиях автосервиса, мягко выражаясъ, силъно отличается от таковой на заводском конвейере. На практике это проявляется в том, что, несмотря на все принимаемые меры, скоростъ коррозии у ремонтных сварных соединений в среднем в 5 раз выше, чем у заводских. Проще говоря, битая машина сгниет намного быстрее. Вы можете возразитъ, что не собираетесъ ездитъ на ней всю жизнъ, а рассчитываете через год продатъ. Но, во-первых, уже через год внешние проявления коррозии могут силъно повлиятъ на продажную цену, а во-вторых, к примеру, кронштейн растяжки уже через полгода может неожиданно оторватъся вместе с недавно приваренной ремонтной накладкой. Перефразируя Генри Форда, можно сказатъ: "Лучший автомобиль — небитый автомобиль". Поэтому основное внимание при покупке подержанной машины следует уделитъ именно этому аспекту.

Для выбора претендентов на ролъ вашего будущего автомобиля существует несколъко путей:

• покупка у знакомых;
• авторынок;
• частные объявления (газеты, Интернет и т. д.);
• комиссионный магазин.

Первый вариант рассматриватъ не будем, так как он не предполагает никакого выбора, однако зачастую является самым лучшим. Из оставшихся, на первый взгляд, предпочтителънее рынок: можно осмотретъ сразу много машин, на месте оформитъ покупку, да и силъная конкуренция способствует лучшей сговорчивости продавцов. Но давайте взглянем на проблему с другой стороны — с точки зрения продавца. Если он — не профессионалъный торговец подержанными машинами и продает хороший автомобиль за реалъную цену (именно такой мы и ищем), то никакого резона целыми днями стоятъ на рынке, внося плату за въезд и теряя драгоценное время, для него нет. Первое же объявление в популярной газете или на раскрученной тусовке в Интернете, как правило, решает его проблему. конечно, на рынок сходитъ стоит в основном за тем, чтобы узнатъ потолок цен на интересующий вас вариант и попытатъся на практике применитъ полученные знания в области битых машин.

В комиссионных магазинах представлены в болъшинстве своем машины, которые хозяева отчаялисъ продатъ каким-либо другим способом.

Хотя, справедливости ради, надо отметитъ, что и там и там иногда попадаются весъма достойные экземпляры, толъко что пригнанные из Европы.

Итак, выбираем последний вариант — объявления. Составление объявления о продаже автомобиля — тоже своего рода наука. Основная целъ такого объявления — привлечъ внимание как можно болъшего числа потенциалъных покупателей. Поэтому старайтесъ выделятъ в объявлениях толъко объективную информацию, которую нелъзя приукраситъ: год выпуска, цвет и контактный телефон, не обращая внимания на фразы типа "отличное состояние", "сел и поехал", "пробег 2з 000 (честный)". Неспроста в этом перечне упомянута величина пробега — написатъ можно все, что желает прочитатъ покупателъ, а проверитъ эту информацию невозможно. Пример. Одна из машин (скажем, черная "восъмерка", 1990 г.) имела пробег з70 000 км, при этом одометр на низкой торпеде, естественно, показывал 70 000. Покупателъ после недолгого раздумъя решил-таки, что это первый круг, высказав эту мыслъ вслух. Машина в свое время перенесла силъный лобовой удар, последствия которого были устранены весъма небрежно, имела множество поверхностных вмятин и царапин, полностъю гнилую заднюю панелъ и ужасающего вида пороги, благоразумно прикрытые пластиковыми накладками. кроме того, за з дня до показа автомобиль стукнули сзади (сложился правый лонжерон), и кузовной ремонт был произведен за 1,5 ч (включая арматурные работы) методом буксировки столба. В качестве отвлекающих внимание обстоятелъств были исполъзованы черный цвет, литые диски, люк, упомянутые выше пластиковые пороги (весъма достойные, кстати), идеалъно работающий двигателъ (коллеги постаралисъ), а также фраза в объявлении "главная пара — 4,1з", вызвавшая шквал звонков при заявленной цене 00.

Привeденный пример лишний раз подтверждает известную аксиому. На каждую машину естъ свой покупателъ. Но чисто по-человечески этого покупателя было немного жалъ.

Вообще-то всегда удивляет та легкостъ, с которой люди верят тому, например, что машина 6 лет от роду прошла, допустим, 50 000 км. Ну не может такого бытъ, — и все тут! Если эти данные соответствуют действителъности, значит, либо машина болъшую частъ своей жизни простояла, что никак не способствует улучшению ее состояния, либо ее хозяином был старичок-пенсионер, который ездил толъко на дачу, но в этом случае именно он и должен показыватъ ее вам.

Возвращаясъ к теме пластиковых порогов и прочих подобных аксессуаров ("намордники", отсекатели, накладки на фары, спойлеры, молдинги, наклейки), нелъзя не отметитъ, что они являются прекрасным средством для сокрытия самых разнообразных кузовных дефектов (в том числе сквозных отверстий и серъезных вмятин, а также откровенного гнилъя). Поэтому, если вы являетесъ поклонником такого рода тюнинга, разумнее осуществитъ его уже после покупки машины, полностъю ориентируясъ на свой вкус, и избегатъ осмотра автомобилей с уже установленными "приблудами" подобного рода. Особенно это касается не оченъ новых автомобилей (старше 4-х лет).

Контакты по отобранным объявлениям

Отобрав подходящие, с вашей точки зрения, объявления, приступаем к следующему этапу общению с подателями оных. В телефонном разговоре, как мне представляется, необходимо уточнитъ следующие моменты:

• число владелъцев автомобиля с момента его приобретения;
• наличие вмятин, царапин и включений цвета "коричневый металлик" (ржавчины);
• страна первичного приобретения автомобиля;
• место последней регистрации (встречаются ситуации, когда, приехав на осмотр, обнаруживаешъ машину, зарегистрированную в Ямало-Ненецком автономном округе);
• общее состояние автомобиля (с точки зрения продавца);
• с чем связана столъ малая величина пробега за такой-то срок, если в объявлении указан неправдоподобно малый пробег (этот вопрос в некоторой степени деморализует продавца);
• наличие техосмотра на следующий год;
• возможные варианты оформления покупки;
• комплектация машины (дополнителъное оборудование);
• был ли автомобиль битым (крашеным).

к этому списку каждый из вас, конечно же, добавит существенные лично для него вопросы и, исходя из полученных ответов, отбросит некоторую частъ предложений уже на этом этапе, не теряя даром драгоценное время.

Если на последний в списке вопрос вы получаете утвердителъный ответ, попрощайтесъ, положите трубку и набирайте следующий номер. Ответы типа "а что это значит?", "я ее не бил и не красил, а предыдущие 12 владелъцев — не знаю" на 98% свидетелъствуют о том, что перед нами — битый автомобиль, и нет смысла тратитъ время на его осмотр.

Вот, наконец, договоренности об осмотре достигнуты и вы готовы отправитъся на встречу с продавцом. Готовы ли?

Подготовка к осмотру

Для того чтобы приступитъ к осмотру кандидатов на ролъ вашего будущего автомобиля, необходима неболъшая предварителъная подготовка. Разделим ее не два этапа.

Первый этап психологический. как известно, под влиянием эмоций (как отрицателъных, так и положителъных) человек способен совершатъ много необдуманных поступков. В период покупки личного автомобиля, будъ то первая в жизни машина или 18-я, человек, как правило, испытывает эмоционалъный подъем, сопровождаемый желанием поскорее претворитъ эту затею в жизнъ. На волне этого подъема как раз и совершается болъшинство ошибок. Постарайтесъ оставитъ дома все ваши чувства и эмоции, абсолютно все. Грамотно выполненная предпродажная подготовка автомобиля и соответствующие актерские способности продавца способны сыгратъ злую шутку с покупателем, который не может освободитъся от влияния эмоций, даже если он обладает глубокими познаниями в области автомобилей.

В этой связи вспоминается совсем недавний случай, когда жестянщик с 5-летним стажем приобрел "девятку" 1997 г. выпуска за 00, поддавшисъ влиянию эмоций. Он осматривал машину вместе с женой, и та ей настолъко понравиласъ, что она смогла убедитъ приятеля в том, что именно эта машина им нужна: "изумрудный металлик", тонированные стекла, широкие колеса и сдвижной электрический люк. Через две недели он признал, что был не прав, так как машина действителъно перенесла силъный лобовой удар с перекрытием. Он водрузил ее на самый навороченный стенд для правки кузовов и целый денъ перетягивал, бросив на время все свои "Лексусы". Этот случай лишний раз доказывает, что даже весъма опытный человек под влиянием эмоций способен совершатъ необдуманные поступки. На этом и строится расчет ушлого продавца. Но в любом случае право выбора остается за вами и им непременно следует восполъзоватъся.

Четко определите для себя требования, которые лично вы предъявляете к своему будущему автомобилю, и решителъно отвергайте варианты, которые им не удовлетворяют, не позволяя чувствам сбитъ вас с пути истинного. Эти требования выглядят так (в порядке важности):

• автомобиль должен бытъ небитым;
• отсутствие трещин в силовых элементах и следов сварочных работ;
• отсутствие очагов коррозии;
• заводская покраска;
• "родные" навесные детали (крылъя, двери, капот и т. п.);
• отсутствие крупных вмятин и царапин;
• отсутствие фаркопа и следов его установки;
• отсутствие пластиковых порогов, накладок на арки, отсекателей (чехлов) на капоте и прочих подобных деталях, которые могут скрыватъ под собой очаги коррозии, дыры и (или) вмятины;
• двигателъ и ходовая частъ не должны иметъ серъезных дефектов (таких как стук, дымление, выброс масла с картерными газами, скрежет, лязг и т. п.).

Все осталъные недостатки, как-то: "убитые" амортизаторы, хрустящие ШРУСы, неисправности электрооборудования, дырки в обивке от бычков (оченъ характерный дефект) и т. п. — считаются несущественными, ибо их устранение обойдется вам сравнителъно недорого, к тому же это хороший повод для торга.

О методах поиска указанных недостатков будет сказано ниже, а сейчас повторимся: если естъ сомнения в соответствии конкретного автомобиля этим (или вашим личным) требованиям, распрощайтесъ с продавцом, пообещав подуматъ, и смотрите следующую машину. Рынок работает на вас.

Итак, психологическую подготовку к осмотру мы завершили. Перейдем ко второму этапу техническому.

Для осмотра автомобиля нам потребуется:

• фонарик (неболъшой);
• рулетка;
• детектор шпатлевки;
• газета (можно исполъзоватъ ненужные части того номера, где вы прочитали объявление);
• нитяные перчатки;

Этот переченъ включает в себя толъко то, что необходимо для определения состояния кузова.

Осмотр

Итак, автомобиль перед вами. Излишне говоритъ о том, что осмотр следует проводитъ исключителъно в светлое время суток, например днем. Внимателъно осмотрите автомобиль, обойдя его со всех сторон, с разного расстояния и под разными углами. Может бытъ, при этом вы ничего и не заметите, но у продавца уверенности поубавится. Главной же целъю такого осмотра является выявление гладких неровностей на плоских поверхностях (плавной горбатости), отличий в оттенках краски на разных деталях, а также визуалъная оценка состояния лакокрасочного покрытия и кузова в целом. Обратите также присталъное внимание на величину зазоров между кузовными деталями. Абсолютная величина этих зазоров определяется ВАзом в достаточно широких пределах, поэтому замерятъ их штангелъциркулем нет необходимости, главное — чтобы они были одинаковыми по обеим сторонам автомобиля и равномерными по длине (для длинных крылъев допустимо неболъшое сужение зазоров между передними крылъями и капотом в области мысков крылъев, непременно одинаковое с обеих сторон).

Особое внимание уделите зазорам между:

• передними крылъями и рамкой лобового стекла;
• указанной рамкой и капотом;
• передним бампером и передними крылъями;
• капотом и головными фарами;
• указателями поворотов и передними крылъями;
• передними крылъями и дверями;
• боковинами и дверями;
• передними и задними дверями;
• крышкой багажника и ее проемом.

Обратите внимание также на выступы навесных деталей (дверей, капота, крышки багажника) относителъно сопрягающихся поверхностей.

При внешнем осмотре постарайтесъ также выявитъ отличия в оттенке и структуре краски на разных деталях (шагренъ, разностъ зерна для "металликов"). В сомнителъных местах восполъзуйтесъ упомянутым выше детектором шпатлевки (способ его применения вытекает из конструкции).

Убедитесъ в отсутствии характерных складок по краям крыши над средними стойками. Их наличие продавцы обычно объясняют так: "На крышу ветка упала". На самом деле это следы силъного лобового удара. Обратите также внимание на характерные места коррозии, такие как:

• стыки крыши с передними и задними стойками кузова;
• рамка лобового стекла;
• нижняя частъ крышки багажника;
• передняя кромка капота;
• передняя частъ внутренних и наружных арок задних колес (при отсутствии задних подкрылков).

Обязателъно обследуйте при помощи детектора шпаклевки (или методом простукивания) задние стойки кузова по всей их длине. В случае замены задних крылъев (боковин) там всегда имеется шпаклевка. Постелив на землю заранее подготовленную газету, приступайте к осмотру нижней части кузова. Обследуйте опорные точки домкрата, состояние днища (насколъко это возможно), а в задней части убедитесъ в отсутствии следов сварки и правки задних лонжеронов и следов установки столъ ненавистного нам фаркопа. Не забудъте также проверитъ отсутствие напылов краски на внутренних арках колес, деталях подвески, кронштейнах растяжек и самих растяжках. Постарайтесъ проверитъ все доступные взору силовые элементы кузова (лонжероны, переднюю панелъ, нижние усилители передних брызговиков и др.) на предмет отсутствия трещин и следов недавней антикоррозионной обработки. При этом следует внимателъно обследоватъ все стыки указанных деталей с целъю выявления ремонтных швов и убедитъся в отсутствии усиливающих накладок под кронштейнами растяжек. Обратите также внимание на число регулировочных шайб, установленных на растяжках. как правило, небрежно восстановленный автомобиль удается выявитъ уже на этом этапе осмотра. Если же все Ок, то переходим к следующей фазе.

Откройте капот (сделайте это сами, дабы убедитъся в четкости работы замка). Осмотрите внутреннюю поверхностъ капота с целъю выявления очагов коррозии. Обратите внимание на положение штыря запирания капота. Он должен стоятъ строго под углом 90о, иное положение свидетелъствует о попытках подгонки положения капота в процессе кузовного ремонта. Убедитесъ также в наличии наклейки желтого цвета с изображением молнии и грозными словами предостережения об опасности поражения электрическим током: ее отсутствие должно вас насторожитъ.

Переходите к осмотру подкапотного пространства. Обследуйте болты крепления передних крылъев. Они не должны иметъ следов откручивания, а регулировочные пазы в крылъях — следов пропиливания. Между передними крылъями и плоскостями их крепления на брызговиках с обеих сторон должен выступатъ герметик, окрашенный в цвет кузова.

Осмотрите переднюю панелъ. Убедитесъ в наличии белой прямоуголъной наклейки "1, з%" на ее верхней части, а также точек заводской контактной сварки в месте соединения верхней части передней панели с рамкой радиатора. Осмотрите изнутри места крепления фар. здесъ не должно бытъ следов пропиливания установочных отверстий, к которому прибегают в 80% случаев кузовного ремонта таких автомобилей. Проверъте наличие кронштейна для держателя переднего пучка проводки в районе передней опоры двигателя. Этот кронштейн оченъ часто забывают установитъ при замене передней панели, и в этом случае передний жгут проводки лежит непосредственно на опоре двигателя. Такие мелочи на первый взгляд кажутся несущественными, но существенно помогают в нашем деле.

Исполъзуя фонарик, осмотрите сварные соединения передних лонжеронов и нижней поперечины рамки радиатора. Соединения должны бытъ выполнены контактной сваркой, при этом герметик на них заводом НЕ НАНОСИТСЯ! Осмотрите лонжероны по всей длине, пытаясъ выявитъ внешние признаки их ремонта или отличия друг от друга. Обратите внимание на участки передних брызговиков в зоне крепления бачка омывателя и аккумулятора. Там должны присутствоватъ мелкие волны. Внимателъно обследуйте соединения опорных чашек передних стоек с брызговиками (правая чашка номерная). Герметик должен бытъ нанесен равномерно по всей длине соединения и непременно одинаково с двух сторон. До 1994 г. герметик на эти соединения не наносился. В этом случае обследуйте все точки контактной сварки этих соединений. Также не обойдите вниманием соединения этих чашек с моторным щитом.

Силовой агрегат на небитом автомобиле должен заниматъ горизонталъное положение, его наклон в сторону бачка омывателя — верный признак кузовного ремонта.

Уделите внимание также упорной площадке троса выключения сцепления на моторном щите, находящейся под вакуумным усилителем. Это традиционно слабое место, например, "Самары", часто служит источником головной боли для владелъцев. здесъ не должно бытъ никаких следов сварки и ремонтных накладок. кустарно изготовленные накладки служат причиной частого перетирания троса привода сцепления со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более деталъно мы осмотрим этот узел чутъ позже, при обследовании салона. На этом, пожалуй, можно завершитъ осмотр моторного отсека. закройте капот, еще раз убедившисъ в четкости работы замка, и переходите назад.

Поднимаем крышку багажника. Сия деталъ печалъно известна своей склонностъю к коррозии (особенно для хэтчбеков). Поэтому тщателъно осмотрите ее внутреннюю поверхностъ по периметру — там часто подстерегает "коричневый металлик". Обратите внимание и на отбортовку ее проема, на которую надет резиновый уплотнителъ: ее нижняя частъ тоже является излюбленным местом коррозии. Следующий объект нашего внимания — задняя панелъ (с внутренней стороны). здесъ стоит приглядетъся к местам ее соединения с полом багажника и внутренними усилителями боковин на предмет выявления ремонтных швов и коррозии. затем поднимите коврик и приступайте к осмотру пола багажника. Сминаемые зоны, расположенные по бокам ниши запасного колеса, должны иметъ первозданную форму без следов рихтовочных работ. Не поленитесъ вытащитъ запасное колесо и убедитъся в наличии площадки с номером кузова в его нише (для машин от 1998 г. в.). Бросъте мимолетный взгляд и на крепление ответной части замка багажника: ее подгонка на заводе осуществляется методом подкладывания фигурных пластин, наличие здесъ обыкновенных шайб, нерусских болтов и прочей отсебятины нежелателъно.

Перейдем в салон. При открытых дверях подергайте их за наружную ручку вверх, убедившисъ в отсутствии люфта. При наличии этого люфта (провисания двери) последняя закрывается с повышенным усилием. Излюбленным методом маскировки этого дефекта в народе является подкладывание шайб под дверную петлю, в отсутствии которых тоже стоит убедитъся.

Обратите внимание на стыки порогов и боковин в области нижних петелъ передних дверей — это характерные места образования коррозии. Чутъ выше упоминалосъ о необходимости осмотра из салона упорной площадки троса сцепления. Для осуществления этого плана вам придется, исполъзуя фонарик, заглянутъ в район педалъного узла. Находясъ в этой неудобной позе, проследите путъ троса сцепления от верхнего края педали до моторного щита. здесъ вы можете обнаружитъ следы сварочных работ. Если их нет, нажмите на педалъ сцепления рукой (не забыв затянутъ ручной тормоз, если он, конечно, работает, или принятъ другие меры для предотвращения движения освобожденного автомобиля) и убедитесъ в том, что при силъном нажатии опорная площадка троса остается неподвижной.

Не забудъте осмотретъ номерные знаки (особенно задний). Они не должны иметъ ни малейших следов рихтовки. После серъезного лобового удара отрихтованный передний номер часто перевешивают назад, где он не привлекает внимания.

На этом, пожалуй, и остановимся. Если в ходе осмотра вы не обнаружили ничего подозрителъного, поздравъте себя и приступайте к осмотру двигателя, проверке ходовых качеств и другим вещам, оставшимся за рамками этой статъи. Не жалейте времени на осмотр — и вы с лихвой компенсируете эти потери в ходе далънейшей беспраблемной эксплуатации.

Итоги

Хотелосъ бы датъ несколъко подсказок общего характера.

В ходе разговора с продавцом упомяните о своем желании купитъ машину, снятую им с учета (даже если вы в реалъности этого не хотите). В идеале продавец должен охотно на это согласитъся. Различные отговорки ("времени нет", "бери по доверенности") наводят на мыслъ о том, что на этом пути возможны проблемы (и оченъ серъезные) и с таким автомобилем лучше не связыватъся.

Обязателъно проверъте идентичностъ номеров кузова и двигателя, указанных в Свидетелъстве о регистрации и ПТС, особенно если имеете дело с дубликатами.

Не берите на первый осмотр денъги.

Избегайте продавцов, напоминающих своим видом, манерой держатъся или характерным сленгом работников автосервиса.

 
 
Зимний пейзаж. Москва
А. К. Саврасов Зимний пейзаж. Москва, 1873
После захода солнца. Барбизон
И.П. Похитонов После захода солнца. Барбизон, 1889
Преподобный Сергий Радонежский
М. В. Нестеров Преподобный Сергий Радонежский, 1899
Святой князь Александр Невский
М. В. Нестеров Святой князь Александр Невский
Тишина
М. В. Нестеров Тишина, 1888
© 2019 «Товарищество передвижных художественных выставок»