Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

Сдайте ваш вилочный погрузчик по Trade-in и начните работать с новой техникой . На бензине и газе - с модернизированными бензиновыми и газовыми двигателями, со сниженным расходом топлива. Электрические вилочные погрузчики для складских помещений, для поднятия, транспортировки, разгрузки и погрузки поддонов или других грузов, отличное решение для работы внутри или вне склада.

Опаленные славой, или первые проблемы Товарищества передвижных выставок

В начале 70-х годов XIX века, когда передвижники начинали свою деятельность, перед ними простиралась своего рода творческая целина: они были первыми поставщиками произведений искусства на неискушенный и, казалось, ненасытный отечественный рынок. Действительно, деятельность Товарищества была окутана ореолом славы и успеха более двух десятков лет. Многие участники сообщества стали знаменитыми и богатыми, информацию об их гонорарах публиковали в прессе, обсуждали в обществе.

25-летний юбилей Товарищества — итоги и тревожные выводы

Однако спустя 25 лет после начала передвижничества над членами Товарищества стали сгущаться тучи: насытившись и пресытившись художественной новизной, потребители перестали «поглощать» пополняемый с каждым годом поток полотен, скульптур и гравюр. Спрос на произведения искусства стал падать, что неизбежно привело к нарастанию творческой конкуренции. Разница доходов модных и немодных художников достигла своего максимума.

Проблема была обозначена и подтверждена цифрами в отчете, который был составлен после юбилейного, 25-го сезона. Согласно записям передвижников, за 25 лет члены Товарищества написали 3504 картины суммарной стоимостью около 2 000 000 рублей. Из них продано картин было на 1 135 635 рублей, на руках осталось произведений на сумму 754 180 рублей. Ежегодный доход от проведения выставок составлял 61 000 рублей. При этом составители отчета отметили, что из-за того, что продать свои картины могли не все участники Товарищества, некоторые из них оставались практически без заработка. Такое положение вещей создало благоприятную почву для нарастающего недовольства друг другом между членами Товарищества.

Межличностные конфликты в Товариществе — дополнительный фактор саморазрушения

Помимо профессиональных разногласий в Товариществе были и межличностные конфликты, которые усиливались по мере ухудшения экономического успеха передвижных выставок. Серьезной причиной внутриколлективного разлада стало и отсутствие централизованного управления. До появления Товарищества в России не было подобных организаций, а следовательно, не было и опыта руководства.

Изначально передвижники признали неформальным лидером Николая Николаевича Ге, который входил в состав учредителей Товарищества, был членом правления и одновременно — профессором Академии художеств. Его общество предпочитали многие представители петербургской интеллигенции, в профессорской квартире часто гостили Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Пынин, Костомаров. Известность и значимость Ге затмевали авторитет Крамского, привыкшего к роли лидера и еще в Артели получившего прозвище «дока». Конфликт между Крамским и Ге был неизбежен и, зародившись при образовании Товарищества, тлел много лет. При этом против Крамского играл его максималистский характер: художник был несдержан в высказываниях, своими резкими характеристиками часто оскорблял коллег по Товариществу. Это противостояние пытались использовать в своих интересах сторонники Академии. В частности, плел интриги пейзажист Орловский, «вбивая клин», который мог привести к развалу Товарищества изнутри.

24 марта (5 апреля) 1887 года Крамской умер во время работы над портретом доктора Раухфуса — художник внезапно наклонился и упал. Врач, по счастливой случайности находившийся рядом, не смог спасти идейного лидера Товарищества.

 
 
Пейзаж Полесья
И. И. Шишкин Пейзаж Полесья
Снятие с креста (Голгофа)
А. П. Рябушкин Снятие с креста (Голгофа), 1890
Зимний пейзаж. Жабовщизна
И.П. Похитонов Зимний пейзаж. Жабовщизна
Оттепель (Русская зима)
И.П. Похитонов Оттепель (Русская зима)
Портрет С.И. Тютчевой
М. В. Нестеров Портрет С.И. Тютчевой, 1928
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»