Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

Отзывы наших клиентов о японском коллагене.

Первые дни Товарищества. Идеальный устав и первая выставка

Получив моральную поддержку Артели и собрав подписи тех, кто одобрил проект устава будущего Товарищества передвижников, Григорий Григорьевич Мясоедов приступил к следующему этапу. Необходимо было утвердить устав. Пользуясь личными знакомствами, он обратился к министру Александру Егоровичу Тимашеву, прогрессивно мыслящему образованному чиновнику, имевшему, к тому же, талант к рисованию и скульптуре и числившемуся в членах Академии с 1869 года.

2 ноября 1870 года Тимашев лично одобрил устав Товарищества (нарушив тем самым предпочтения Академии) и официально уведомил о своем решении губернатора Санкт-Петербурга. Фактически это означало, что московский чиновник предложил петербургскому начальству оказывать содействие Товариществу, избавив членов последнего от полицейских нападок. Уже 23 ноября 1870 года Товарищество передвижных художественных выставок получило официальное разрешение напечатать устав своей организации. Для Академии художеств это означало падение как инстанции, имеющей монопольное влияние на развитие изобразительного искусства в России. Если вспомнить почти трехлетнее ожидание Артели утверждения устава, можно сделать вывод, что Товарищество являло собой союз гораздо более организованный и мощный. Учредителями Товарищества стали В. Перов, Г. Мясоедов, А. Саврасов, И. Крамской, И. Шишкин и несколько других именитых живописцев с академическим образованием.

Основные положения устава Товарищества передвижных выставок

Устав Товарищества, составленный Мясоедовым, четко отражал как просветительские, так и коммерческие цели организации. Основными задачами передвижных выставок были названы знакомство жителей провинции с отечественным искусством и помощь художникам в сбыте своих творений. Четко понимая, что конфликт с Академией неизбежен, Мясоедов оговорил в уставе ограничение на участие членов Товарищества в академических и других выставках, если они проходят в одно время с передвижными. В экспозиции передвижных выставок могли выставляться лишь те работы, которые доселе не участвовали в других выставках.

Доход от выставок предполагалось делить пропорционально участию в экспозиции (вне зависимости от того, продались картины конкретного художника или нет). Отдельно были оговорены в уставе и условия помощи «недостаточным» (нуждающимся) членам Товарищества. Так, на общие деньги (в фонд Товарищества отчислялись 5% вырученных средств) закупались рамы для картин, а иногда и кисти, краски и холсты — авансом, чтобы художник мог создать произведение к выставке.

Первая выставка передвижников. Залог успеха — финансовая дисциплина

Первую передвижную выставку было решено провести через год после утверждения устава — в ноябре 1871 года. Следует отметить, что с первых дней существования Товарищества его организаторы установили строгую финансовую и идейную дисциплину. Так, устав предусматривал участие в Товариществе лишь действительных членов — художников, активно занимающихся искусством. Живописцы, не представившие к выставке своих работ, автоматически исключались из Товарищества (исключение не сделали даже для учредителей: 2 января 1872 года за неявку на выставку со своими работами были лишены членства художники Маковский, Корзухин, Якоби и Лемох).

Состав экспозиции определялся голосованием учредительского совета: все художники, кроме учредителей, должны были выставить на баллотирование свои работы. Не избежал этой «унизительной» процедуры и захотевший вступить в Товарищество профессор художественной Академии Алексей Петрович Боголюбов (он был допущен к участию в первой выставке, но членство получил лишь в 1872 году).

Справедливо рассудив, что Петербург играет в культурной жизни России такую же роль, как Париж — во Франции, Мясоедов предложил Крамскому провести первую выставку в Северной столице: успех в Питере станет блестящим началом успеха в российской провинции. Организаторы выставки получили сразу два предложения: свои залы предложило Общество поощрения художников и… Академия! Выбрали, естественно, академические помещения.

Первая передвижная выставка, открывшаяся 29 ноября 1871 года в Академии художеств, продлилась почти 2 месяца — до 23 января 1872 года и прошла в необычайно дружественной обстановке. 7 января Товарищество даже объявило Академии официальную благодарность. Из Питера выставка отправилась в Москву, а оттуда — дальше по царской России: на пути передвижников были Киев и Харьков.

Из выставленных на экспозиции художественных произведений двадцати авторов две картины были исторического содержания, 13 — портретами, 35 — пейзажами и 16 полотен имели бытовой сюжет. Помимо этого на выставке были представлены одна гравюра, четыре рисунка, три акварели и пять статуй.

Из оцененных в 29 690 рублей произведений было продано творений на 22 910 рублей. Только в Петербурге выставку посетили 11 515 человек. Общий доход от выставки, равный 4387 рублям, был справедливо, в соответствии с уставом, разделен между участниками выставки. Грандиозный успех передвижников станет особенно понятным, если вспомнить, что доход от академических выставок не превышал 5000 рублей за год и всегда полностью отчислялся в казну Министерства Императорского двора.

Крамской, который получил 490 рублей, с восторгом писал об успехе выставки своему другу, упомянув в письме: «…полтора месяца я не брал в руки кистей — каково?». Этот радостный возглас — явное свидетельство того, что в конце XIX века представители русского художественного сообщества были более озабочены экономическими проблемами, нежели творчеством в чистом виде.

 
 
Вид Москвы
В. И. Суриков Вид Москвы, 1908
Крестьянский дворик в Финляндии
В. А. Серов Крестьянский дворик в Финляндии, 1902
Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре
И. Е. Репин Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре, 1879
Девушка с кувшином
В. Г. Перов Девушка с кувшином, 1969
Жены-мироносицы
М. В. Нестеров Жены-мироносицы
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»