Валентин Александрович Серов Иван Иванович Шишкин Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин Алексей Кондратьевич Саврасов Василий Дмитриевич Поленов Василий Иванович Суриков Архип Иванович Куинджи Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Николай Николаевич Ге
 
Главная страница История ТПХВ Фотографии Книги Ссылки Статьи Художники:
Ге Н. Н.
Васнецов В. М.
Касаткин Н.А.
Крамской И. Н.
Куинджи А. И.
Левитан И. И.
Малютин С. В.
Мясоедов Г. Г.
Неврев Н. В.
Нестеров М. В.
Остроухов И. С.
Перов В. Г.
Петровичев П. И.
Поленов В. Д.
Похитонов И. П.
Прянишников И. М.
Репин И. Е.
Рябушкин А. П.
Савицкий К. А.
Саврасов А. К.
Серов В. А.
Степанов А. С.
Суриков В. И.
Туржанский Л. В.
Шишкин И. И.
Якоби В. И.
Ярошенко Н. А.

на правах рекламы

Профессиональная аппаратная мезотерапия в Геленджике.

Нижегородская выставка Артели — несостоявшийся удар по Императорской художественной Академии

После получения гонорара за успешное выполнение заказа на роспись храма Христа Спасителя Иван Крамской почувствовал себя на волне успеха: созданная им Артель не просто существовала, а представляла собой динамично развивающуюся творческую организацию. Желая нанести художественной Академии новый идейный удар, Крамской задумался о проведении независимой выставки.

Открытие выставки было назначено на 12 августа 1865 года. Местом проведения выбрали Нижний Новгород, приурочив выставочные дни ко времени знаменитой ярмарки. Крамской побывал в Нижнем накануне открытия выставки: художник использовал все возможности, чтобы напомнить жителям России об Артели и получить заказ. Официально было объявлено, что выставку организовал Клуб художников, как часто называли Санкт-Петербургское собрание художников. Такая конспирация была вызвана сразу двумя причинами: артельщики не располагали необходимым для проведения выставки капиталом и находились под негласным надзором полиции.

Организация выставки и… провал

Идея и план проведения экспозиции принадлежали Ивану Крамскому, а все организационные заботы взял на себя артельщик Богдан Вениг. Однако в ход выставки вмешался и Клуб художников, не пожелавший быть лишь номинальным участником. Члены Клуба привлекли к формированию выставочного фонда Музей Академии художеств, который направил в Новгород несколько полотен из своей коллекции. Цель Клуба состояла в том, чтобы напомнить участникам и гостям Нижегородской ярмарки о существовании в России отличной школы живописи. К сожалению, участники Клуба не учли, что завсегдатаям ярмарок с их торгово-бытовыми потребностями и своеобразным подходом к развлечениям вряд ли будут интересны образцы академического изобразительного искусства.

В результате общей стратегии проведения выставки (как, впрочем, и единой эстетической идеи) не оказалось, мероприятие было совершенно не ориентировано на потенциальных посетителей и прошло без успеха. Несмотря на постигшую выставку неудачу, всю вину за которую Крамской принял на себя, идейный вдохновитель Артели продолжал верить в успех передвижных выставок.

В начале 1986 года артельщики обрели более престижную штаб-квартиру. Новое пристанище Артели располагалось в аристократическом районе Санкт-Петербурга, на Адмиралтейской площади в доме, принадлежащем графу Стенбоку-Фермору. В квартире было два больших зала, которые участники Артели превратили в выставочные павильоны. Увы, и эта инициатива артельщиков не «сыграла» должным образом: на Адмиралтейский приходили, по большей части, свои люди, из близкого Артели круга. Публичных выставок для широкого круга посетителей организовать не удалось. Для большинства участников Артели единственной возможностью показать свои работы по-прежнему оставалось участие в ежегодно проводимых Академией выставках.

 
 
Мужик
А. С. Степанов Мужик
На пашне
А. С. Степанов На пашне
Горное озеро
А. К. Саврасов Горное озеро, Швейцария, 1864
Крестьянин в саду
И.П. Похитонов Крестьянин в саду
Кипарисы
М. В. Нестеров Кипарисы, 1928
© 2024 «Товарищество передвижных художественных выставок»